Компьютерная игра - мощнейший инструмент идеологического воспитания

Компьютерная игра - мощнейший инструмент идеологического воспитания

Компьютерная игра - мощнейший инструмент идеологического воспитания

ППри чем тут история? - спросите вы.

Все просто…

Мы не могли быть свидетелями исторических событий столетней давности, а потому всё наше представление о прошлом сформировано кем-то сторонним. Правдивое это представление или ложное, - уже совершенно другой вопрос.

Так уж получилось, что нам с вами посчастливилось жить в век информационных технологий. Хорошо это или плохо решать опять же только нам с вами. Мы буквально утопаем в информационном потоке. Но как ни парадоксально, нам постоянно не хватает информации, нам критически необходимы ДОСТОВЕРНЫЕ источники.

С изобретением книгопечатных станков (в Европе такой станок изобрел немецкий первопечатник Иоганн Гутенберг в середине 1440 г.) книга стала очень значимым инструментом донесения знаний и идей до населения. В отличие от рукописных, печатные книги изготовлялись быстрее, они становились эффективнее. Но книгу могли читать только те, кто умел это делать, кто знал грамоту.

 
Первый печатный станок в Европе

Еще одним инструментом, благодаря братьям Люмьер, стало кино. 
Его главное отличие от книги состоит в том, что кино смогли воспринимать безграмотные люди. Также кино упростило передачу образов, заменив буквенное описание готовой картинкой. Фильмы активно использовались в ведении государственного управления, пропаганды, в воспитании и обучении, что продолжается и до сих пор. Влияние кино на человека замечательно показано в фильме «Человек с бульвара Капуцинов».

 
0:37
 
Отрывок из фильма «Человек с бульвара Капуцинов»

Чем же сильны книга и кино (и мультфильм) в отличие от тех же газет, брошюр, плакатов, рекламных роликов?

Они имеют эффект погружения, человек, читая книгу или смотря фильм, вливается в сюжет и отстраняется от реальности. В такие моменты очень сложно рационально оценивать прочитанное или увиденное, в таком состоянии человек проще вбирает в себя идеи, моральные ценности, нормы поведения, пропагандируемые книгой или фильмом, потому что здравый разум замещен эмоцией. Не следя за тем, что мы читаем и смотрим мы впитываем не только положительные, но и негативные образы, идеи и настроения. Очень важно читать хорошие книги и смотреть хорошие фильмы. А для начала научиться их анализировать, отличать хорошее от плохого.

Крошка сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
(В. Маяковский)

ССамым древним и самым мощным инструментом были и остаются игры.

Вспомните свои детские игры. В каждой, если разобраться, есть элемент обучения, воспитания, тренировки. Просто «догонялки» развивают маневренность, скорость, ребенок ощущает, что быть одному неуютно, что в группе людей безопасней, так происходит первичная социализация. Другая разновидность «догонялок» - игра «Чай-чай-выручай» направлена на вырабатывание уже коллективных взаимодействия и взаимовыручки. Можно привести много примеров (есть же еще и настольные игры, и спортивные, и …), повспоминайте свои игры и подумайте, зачем вы в них играли на самом деле!? Ведь, даже котята, играя друг с другом, учатся охотиться, укрываться, учатся выживать.

Но мы поговорим с вами немного о других играх. В век глобальной компьютеризации появился новый вид игр - компьютерная игра. И сейчас эти игры очень популярны. В чем же их привлекательность и одновременно сила? Они, как и книги, и фильмы, имеют эффект погружения, однако есть преимущество - сценарий игры не линеен, как у книги или фильма, в игре участвуем мы сами, мы «влияем» на ход событий. Может показаться, что ситуацией в игре владеем именно мы. Свои действия мы будем воспринимать как правильные.

Однако, следует учесть, что все варианты игры уже прописаны. Мы действуем не по своей воле (хотя нам очень хочется в это верить), а движемся в рамках пусть и широкого, но коридора. А куда он ведет? А что, если все наши «продуманные, рациональные» действия в игре приведут к результату, которого мы никак не ожидали?! А что, если для победы в игре нам нужно сделать неадекватный с нашей точки зрения выбор?

 
 
 
 
1:0425:10
 
 
 
 
 
 
 
 
Разбор игры Company of Heroes, фальсифицирующей историю Второй мировой войны

ЕЕсть игры созидательные, а есть игры, пропагандирующие разрушение, есть игры, передающие историю, а есть — историю переписывающие. Как их различать? Как анализировать?

Да, вопросы для кого-то спорные, какие-то из них уже приводили к скандалам в сфере индустрии компьютерных игр. Но их необходимо решить. Необходимо разобраться с механизмом действия компьютерной игры как инструмента идеологического воспитания человека. Необходимо учиться анализировать и оценивать. Что мы и будем делать.

Развивайте в себе критическое мышление, копайте глубже, Друзья!

Комментарии